Администрация Лухского муниципального района
Лухский муниципальный район Ивановской области

Ивановская транспортная прокуратура разъясняет МАРТ 2024

1 разъяснение

Порядок проезда (авиаперелета) к месту лечения отдельных категорий детей-инвалидов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2045 внесены изменения в Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, согласно которым при проезде к месту лечения отдельных категорий детей-инвалидов предоставляется возможность воспользоваться авиаперелетом.

Проезд авиационным транспортом (экономический класс) осуществляется:

- при отсутствии железнодорожного сообщения;

- при проживании ребенка-инвалида на территории Дальневосточного федерального округа (по специальному тарифу, устанавливаемому авиакомпанией в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 № 215);

- при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на указанных ранее условиях;

- при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга;

- при направлении к месту лечения и обратно детей-инвалидов с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями, получающих противоопухолевую и иммуномодулирующую терапию, детей-инвалидов, имеющих хроническую почечную недостаточность (находящихся на гемодиализе), и сопровождающих их лиц, проживающих на удалении от места лечения более чем на 12 часов следования железнодорожным транспортом или 1000 километров.

2 разъяснение

С 1 июля 2024 года устанавливается уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанными изменениями Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 217.3 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)».

Так, за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Если же это нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

В случае смерти двух и более лиц - лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

При этом, под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней.

Изменения вступают в законную силу с 01.07.2024.

3 разъяснение

C 1 января 2024 года применяется новый подход к определению «нуждаемости» семьи в государственной социальной помощи

Федеральным законом от 24.07.2023 № 342-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

При расчете нуждаемости в состав малоимущей семьи не будут включаться все родственники, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство с заявителем, - только супруги, несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети - студенты-очники в возрасте до 23 лет.

Расширен перечень лиц, которые исключаются из состава семьи при расчете среднедушевого дохода. Кроме того, в доходах будут учитываться только суммы, получаемые членами семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной форме. Положения, касающиеся получения дохода в натуральной форме, исключены.

При оценке нуждаемости доходы от предпринимательской деятельности будут учитываться за вычетом расходов. Заявление об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, теперь можно будет подать в электронном виде посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также через МФЦ.

Закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу 01.01.2024.
 

4 разъяснение

О запрете высадки инвалидов I группы из общественного транспорта

Федеральным законом от 04.08.2023 № 484-ФЗ внесены изменения в статью 20 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», которые направлены на обеспечение безопасности инвалидов в общественном транспорте и их социальной защиты в трудной жизненной ситуации.

Запрещается высаживать из транспорта инвалидов I группы, которые едут без сопровождения, если они забыли социальную карту, не успели и не смогли купить билет.

Аналогичный запрет в феврале 2021 года был введен в отношении детей до 16-ти лет.

Настоящий закон вступает в силу с 01.09.2024.

5 разъяснение

Мужчины, имеющие право на получение материнского капитала, вправе направить эти средства на формирование накопительной пенсии

Федеральным законом от 04.08.2023 № 460-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей», предусматривающие расширение перечня лиц, имеющих право направлять средства материнского капитала на формирование накопительной пенсии.

Так, право направлять средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, предусмотренное ранее только для женщин, с 01.01.2024 распространено на всех лиц, перечисленных в части 1 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей».

К таким лицам отнесены:

женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

женщины родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;

мужчины, являющиеся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года;

мужчины, воспитывающие второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющиеся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;

мужчины, воспитывающие первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющиеся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.

Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2024.

6 разъяснение

Правительством Российской Федерации утверждены новые правила исчисления среднего заработка

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2023 № 1026 утверждены новые Правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы) в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
По общему правилу средний заработок рассчитывается за 3 календарных месяца, предшествующих календарному месяцу перед месяцем увольнения.
Но в тех случаях, когда работник находился на больничном, и его доход оказался ниже доходов в другие периоды трудовой деятельности, расчетный период будет сдвигаться с интервалом в 1 месяц. Смещение возможно в пределах 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения. Если у работника отсутствуют 3 полностью отработанных месяцев в пределах года, для расчета будут приняты 1 или 2 таких месяца.

Средний заработок исчисляется органами службы занятости путем деления суммы дохода гражданина за расчетный период или период, используемый в качестве расчетного, на количество месяцев в соответствующем периоде.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, предусмотренные пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Ранее при его расчете применялись данные о выплатах и вознаграждениях, на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

7 разъяснение

Конституционный суд Российской Федерации обязал законодателя конкретизировать порядок и сроки хранения предметов, являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 19.06.2023
№ 33-П положения статей 82 и 240 УПК РФ не соответствуют Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, они служат основанием для уничтожения предметов (образцов), являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, после вступления в законную силу приговора суда по одному из этих уголовных дел, притом что сохранение данных вещественных доказательств возможно исходя из их свойств.

Конституционным Судом отмечено, в частности, что отсутствуют основания для того, чтобы уничтожением вещественных доказательств создавать условия для подмены их непосредственного исследования в конкретном деле использованием ранее установленных в другом деле фактов. Кроме того, положения статей 81 и 82 УПК РФ не предполагают, что при вынесении приговора по уголовному делу либо при его прекращении может быть принято решение об уничтожении предметов, запрещенных к обращению, если они признаны вещественными доказательствами по другому уголовному делу, выделенному из первого.

Такая позиция распространима на все случаи, когда один и тот же предмет является вещественным доказательством по нескольким уголовным делам.

Федеральному законодателю надлежит конкретизировать порядок и сроки хранения предметов (образцов), являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам.

До внесения необходимых изменений и дополнений, касающихся разрешения в судебной стадии производства по уголовному делу вопроса о судьбе вещественных доказательств, должно обеспечиваться хранение предметов (образцов), являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, для их возможного непосредственного исследования по каждому из уголовных дел до вступления приговора суда в законную силу применительно к каждому из этих уголовных дел, если такое сохранение возможно исходя из свойств данных предметов (образцов).

8 разъяснение

Конституционный суд Российской Федерации: применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника на весь срок действия такого взыскания входящих в состав заработной платы стимулирующих выплат или произвольного снижения их размера

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2023 № 32-П часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации и ее статьям, поскольку она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым (во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и локальных нормативных актов) позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание.

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование в кратчайшие сроки.

Впредь до этого применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника стимулирующих выплат. Дисциплинарное взыскание также не является препятствием для начисления работнику дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении финансируемых в особом порядке видов деятельности (в частности, в медицинской сфере) и достижением определенных результатов труда.

Факт применения к работнику дисциплинарного взыскания может учитываться при выплате лишь тех премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание.

Конституционным Судом установлено, что снижение размера указанных премиальных выплат во всяком случае не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов.

9 разъяснение

Вводится ряд новых мер поддержки инвалидов

Федеральным законом от 28.04.2023 №137-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которыми с 1 сентября 2023 года введены новые меры поддержки инвалидов.

К таким мерам отнесены:

  • сопровождаемое проживание инвалидов;

  • организация сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов;

  • сопровождение при содействии занятости инвалидов.

Сопровождаемое проживание инвалидов – комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, а также на повышение способности таких инвалидов к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению).

Для инвалидов, у которых значительно ограничены способности к труду, предусмотрена социальная занятость, которая направлена на социальную адаптацию, вовлеченность инвалидов в жизнь общества и осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.

Порядок организации сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

10 разъяснение

Законодателем определен срок окончания исполнительного производства

Федеральным законом от 24.06.2023 № 263-ФЗ внесены изменения в статью 47 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» об установлении срока окончания исполнительного производства.

В связи с изменениями, которые вступят в силу с 01.07.2024, постановление об окончании производства приставы-исполнители станут выносить не позже трех дней с даты, когда из системы о государственных и муниципальных платежах в Федеральную службу судебных приставов поступят сведения о том, что долг полностью погашен. Если у должника нет имущества для взыскания, постановление вынесут в пределах трех дней с даты, когда старший пристав или его заместитель утвердит акт об обстоятельствах, из-за которых взыскание невозможно.

Эту норму распространят также на постановление об окончании производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

В настоящее время законодательством не определен срок на оформление постановления об окончании производства.

11 разъяснение

Изменен порядок трудоустройства подростков

Федеральным законом от 13 июня 2023 г. № 259-ФЗ в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, касающиеся трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Так, для заключения трудового договора с подростком, достигшим 14 лет, согласие органов опеки и попечительства теперь не потребуется. Достаточно получить письменное согласие одного из родителей (попечителя).

Трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 14 лет, возможно с письменного согласия органов опеки или попечительства, или иного законного представителя. Указанные лица могут привлекаться к легкому труду, не причиняющему вреда их здоровью.

12 разъяснение

Вводится ряд мер, направленных на противодействие беспилотным летательным аппаратам

Органы ФСИН, ФСБ России, ФСО, МЧС, МВД России, Росгвардии, и ряд иных, а также работники ведомственной охраны наделяются полномочиями по пресечению функционирования беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов.

Функционирование беспилотных комплексов будет пресекаться в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения этих аппаратов.

Кроме того, при наличии определенных условий правом пресечения функционирования беспилотных аппаратов наделены работники частных охранных организаций, оказывающих охранную услугу на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

13 разъяснение

Подписан закон, освобождающий должностных лиц от ответственности за несоблюдение требований, ограничений и запретов антикоррупционного законодательства вследствие наступления чрезвычайных обстоятельств.

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О противодействии коррупции», согласно которым лицо, в отношении которого установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, признается следствием не зависящих от него обстоятельств.

Такими обстоятельствами признаются стихийные бедствия, пожары, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты и ряд иных. Вопрос о наличии либо отсутствии таких обстоятельств рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Соблюдение антикоррупционных требований и исполнение соответствующих обязанностей должно быть обеспечено лицом не позднее чем через месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких антикоррупционных требований.

Поправки об этом внесены также в федеральные законы о прокуратуре Российской Федерации, о воинской обязанности и военной службе, о государственной гражданской службе Российской Федерации, о муниципальной службе в Российской Федерации.

14 разъяснение

С 01 января 2024 года граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи, освобождены от платы за нотариальное удостоверение доверенности на представление их интересов в судах, иных органах и организациях

Размер оплаты нотариального действия подлежит компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

15 разъяснение

Подписан закон о запрете регистрации на российских сайтах с помощью иностранных электронных почтовых сервисов

С декабря 2023 года на российских сайтах можно будет зарегистрироваться только через российский номер телефона, электронную почту в доменах ru, рф., «Госуслуги».

Кроме того, владельцами новостных агрегаторов смогут стать только граждане Российской Федерации, не имеющие другого гражданства или юрлица, у которых более 50% российского контроля в системе управления.

Федеральный закон от 31.07.2023 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О связи».

16 разъяснение

Портал «Госуслуги» можно использовать для обращения в госорганы и органы местного самоуправления.

Раньше это был эксперимент, который признали удачным и норма стала постоянной. Соответствующие дополнения внесены в Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Закон вступил в силу с 01.09.2023. Ответы на такие обращения направляются по уникальному адресу личного кабинета Госуслуг.

17 разъяснение

С 1 января 2024 года вводится беззаявительный порядок назначения (пересчета) пенсий.

Приказом Минтруда России от 31.05.2023 № 488н определены действия территориального органа СФР при беззаявительном порядке назначения (пересчета) пенсий на основании данных, имеющихся в распоряжении фонда, а также сроки принятия решений и извещения граждан о принятом решении.
 

18 разъяснение

Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования.

Федеральным законом от 24.07.2023 № 365-ФЗ «О внесении изменений в статьи 57 и 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена положением, согласно которому при наличии согласия в письменной форме граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по решению органа местного самоуправления муниципального образования по месту их жительства жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie